Причины аварий на грузоподъемных объектах и методы повышения безопасности их эксплуатации
Причины аварий на грузоподъемных объектах и методы повышения безопасности их эксплуатации
По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на предприятиях и организациях, поднадзорных службе, эксплуатируется 243,5 тысячи единиц грузоподъемных кранов, 452 канатные дороги, более 22 тысяч подъемников, две с половиной тысячи из которых - строительные.
Эксплуатация строительных подъемников осуществляется практически во всех производствах, начиная от различных областей промышленности и заканчивая закрытыми помещениями повышенной стерильности. Наибольшую потребность в таких устройствах испытывают строительные и монтажные организации. Это связано с тем, что платформы строительных подъемников, как правило, состоят из составных секций, поэтому при их монтаже на строительных площадках можно повторить рельеф фасада и тем самым обеспечить доступность к нему для работ. По данным Северо-Западного управления Ростехнадзора большинство повреждений подъемники получают при их демонтаже и транспортировке, а также при падении строительного мусора с высоты на шасси подъемника. При погрузочно-разгрузочных работах стропальщиками осуществляется закрепление элементов подъемников за не предусмотренные заводом-изготовителем штатные места, что приводит к деформации шасси подъемника, поломкам мачт и секций платформ. При этом некоторые недобросовестные организации не проводят ремонт или замену дорогостоящих поврежденных элементов, что приводит к авариям и несчастным случаям. Кроме того, игнорируются сборка платформ подъемников аттестованным персоналом и соблюдение инструкции по сборке завода-изготовителя. Это приводит к перекосу платформы вследствие неравномерного распределения ее веса и поднимаемого груза, а затем к аварии из-за повышенного износа основных движущихся элементов подъемника. Также аварии возникают из-за нарушения схем анкеровки при монтаже подъемного оборудования, использования ненадлежащих анкерных болтов, замены заводских креплений в стяжках на самодельные, отсутствия ограждений на платформе подъемника, превышения грузоподъемности, нарушения правил эксплуатации электроустановок при подключении к сети, отсутствия индивидуальных средств защиты, отсутствия ограждения опасных зон, несоблюдения требований охраны труда.