Указания по сооружению земляного полотна в зимнее время
СООРУЖЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
При производстве земляных работ в зимний период необходимо учитывать следующее: это позволяет увеличить строительный сезон, полнее и равномернее использовать дорожно-строительные машины в течение всего года, постоянное закрепление кадров квалифицированных рабочих, ускорение строительства и уменьшение накладных расходов.
При производстве работ зимой выполняют общие требования к устройству и уплотнению земляного полотна и специально установленные правила для работ в зимних условиях. К таким специальным правилам относят требования к основаниям насыпей, которые заранее подготавливают и щчищают от снега и льда. Во избежание промерзания грунтов, укладываемых в насыпь в талом состоянии, период времени от разработки до окончательного уплотнения в насыпи не должен превышать 2-3 ч при температуре воздуха до -10° С, а при ветре (более 3-4 баллов) или температуре до -20° С этот период сокращается до 1-1,5 ч. В соответствии с этим назначают длину участков (захваток) возводимых насыпей и выбирают тип уплотняющих машин. Автомобили-самосвалы в зимнее время оборудуют утепленными кабинами. Во избежание примерзания талого грунта кузова смазывают раствором хлористого кальция или подогревают двойное днище отработавшими газами двигателя. При разработке выемок или грунтовых карьеров принимают необходимые меры по сохранению грунта в талом состоянии. Содержание мерзлых комьев грунта в нижних слоях насыпи ограничивают. В верхние слои насыпи (1-1,2 м) допускают укладку только талого грунта. Соблюдение этих правил несколько удорожает стоимость зимних работ; по сравнению с летне-осенним периодом производительность земляных работ зимой снижается. Однако при правильном выборе объектов и рациональных способов работ продление сезона земляных работ приводит к снижению общей стоимости строительства.